Как развивать навыки в эпоху цифровой трансформации

Сeгoдня вo всeм мирe мeняются трaдициoнныe пoдxoды к пoлучeнию oбрaзoвaния. Фoрмaты, в кoтoрыx рaньшe прoисxoдилo oбучeниe в вузax, пoстeпeннo уxoдят нa зaдний плaн, уступaя мeстo нoвым прaктикaм.

Сeйчaс глaвными пoтрeбитeлями oбрaзoвaтeльныx услуг являются прeдстaвитeли пoкoлeния «Y», или, кaк иx принятo нaзывaть, «миллeниaлы». Тo, чтo прeждe всeгo xaрaктeризуeт этиx людeй, этo oриeнтaция нa сaмoстoятeльнoe трудoустрoйствo и нaцeлeннoсть нa вeдeниe прeдпринимaтeльскoй дeятeльнoсти. Дaжe рaбoтa внутри кoмпaнии прeдстaвитeлями этoгo пoкoлeния вoспринимaeтся кaк прeдпринимaтeльствo, тoлькo внутрeннee.

В ближaйшeм будущeм имeннo «игрeки», кaк иx тaкжe нaзывaют, будут oснoвными пoтрeбитeлями тoвaрoв и услуг, к 2025 гoду 75% пoтрeбитeльскoгo спрoсa будeт приxoдиться имeннo нa ниx. Oтсюдa слeдуeт, чтo ужe сeйчaс кoмпaниям b2c-сeгмeнтa нeoбxoдимo oснoвывaть внeдрeниe свoиx пoльзoвaтeльскиx иннoвaций с учeтoм интересов нового типа потребителей — миллениалов. Нынешним участникам рынка необходимо понимать, чего хотят представители поколения «Y» и давать им возможности для активного воплощения своих идей в жизнь.

Новые образовательные форматы рождаются, в первую очередь, благодаря цифровым технологиям, которые все больше проникают в нашу каждодневную рутину. Сегодня каждому предоставляется такое количество возможностей, о котором раньше никто даже не мечтал. Учитывая это, и бизнес, и государство, и сами студенты ищут новые способы взаимодействия друг с другом. Главная цель — взаимовыгодное сотрудничество.

Сейчас большой популярностью пользуются ИнноДжемы, КоудДжемы и Хакатоны. Каждый из этих форматов предполагает работу участников в командах над решением реальной задачи от представителей бизнеса. В рамках подобных мероприятий, программа которых четко определена, а время строго ограничено, ребята создают действительно интересные решения на основе собственного уникального пользовательского опыта, инсайтов из интервью с экспертами, собранных в ходе сессии по дизайн-мышлению.

В качестве примера подобного мероприятия можно привести ИнноДжем, который был проведен с одним из крупных банков. В течение 28 часов интенсивной работы студенческие команды создавали life-style мобильных приложений с банковской функциональностью. Разработанная командой-победителем система управления проектом с возможностью оплаты внешним контрагентам была отмечена заказчиком. Это подтверждает тот факт, что пользовательский опыт нового поколения достаточно интересен и, самое главное, полезен с точки зрения развития бизнеса крупных компаний.

Сегодняшние вузы в рамках традиционных форматов и учебных программ имеют существенные ограничения по обеспечению проектной работы с грамотной постановкой целей и четкой оценкой результатов. А ведь эти компетенции являются одной из важных составляющих набора навыков для работы в условиях цифровой трансформации. Как правило, в большом количестве вузов пока не развита практика, когда к студентам обращается реальный заказчик, который готов инвестировать средства в решение своей проблемы, показывает заинтересованность в полученном результате.

Преимущества такого формата взаимодействия переоценить сложно: он позволяет студентам уже на университетской скамье поработать с настоящим проектом, применить недавно полученные знания в решении практических задач. Все это в целом положительно влияет на улучшение качества образования.

Для того, чтобы формировать сеть и соединять воедино стороны, которые заинтересованы друг в друге, а именно вузы, студентов и компании, SAP запустил и активно продвигает новый формат взаимодействия — создание Next-Gen Lab — так называемых лабораторий инноваций, которые для каждой из сторон открывают спектр уникальных возможностей.

Для вузов — это возможность работать с инновационными решениями не только в разрезе образования, но и исследований, а также внедрение проектных форм обучения в ходе решения реальных отраслевых задач. С другой стороны, вузы могут работать с бизнес-заказчиками в рамках проектов по созданию прототипов инновационных продуктов.

Студенты в рамках инновационных лабораторий могут применять свежие знания на практике, заранее понимать сильные и слабые стороны, учиться работать в команде, быть частью проекта и добиваться качественного результата.

Какие преимущества такого образовательного формата может отметить для себя бизнес?

Во-первых, получение инновационных решений и бизнес-сценариев, основанных на прорывных исследованиях молодых дарований. Во-вторых, создание центров присутствия в ведущих университетах, где в эргономичной и вдохновляющей обстановке могут пилотироваться идеи. Также одной из важных составляющих отмечу, что лаборатория инноваций может стать для компании местом проведения ИнноДжемов и Хакатонов, направленных на решение реальных отраслевых задач, с участием перспективных студентов.

Для нас же главный смысл запуска подобных лабораторий — участие в процессе активного аккумулирования отраслевого знания и предоставление платформенных решений, на которых студенты могут отрабатывать свои ключевые технические навыки.

Не в последнюю очередь стоит также отметить, что работа по описанной выше модели уже давно практикуется в Stanford University в рамках курса ME310, проводимого School of Design Engineering, и международной академической сети SUGAR (Stanford University Global Academic Alliances for Design Re-engineering). И на сегодняшний день этот формат работы стал доступным заинтересованным вузам региона СНГ, которые готовы инвестировать в расширение международного сотрудничества, во взаимодействие с бизнесом и развитие предпринимательского потенциала своих студентов.

А расти и развиваться есть в каком направлении. На сегодняшний день самыми перспективными стартапами являются инновационные разработки в образовательной сфере — EdTech. Во-первых, в силу того, что они менее рискованные с инвестиционной точки зрения, во-вторых, из-за постоянно повышающегося спроса на цифровые источники получения знаний — онлайн-учебники, интерактивные курсы и др. Такой формат самообразования, порожденный новой эпохой, позволяет каждому выбирать то, что ему интересно, и учиться в удобном для себя темпе. По данным прогнозов, к 2020 году инвестиции в EdTech достигнут $252 млн.

Также давайте вернемся к концепции «Life-long learning», предполагающей сценарий постоянного интеллектуального развития человека на протяжении всей жизни. С каждым годом средняя продолжительность жизни увеличивается, и в будущем эксперты прогнозируют увеличение среднего возраста, когда человек будет заканчивать свою трудовую карьеру.

А это означает только то, что для постоянного профессионального соответствия людям необходимо будет непрерывно получать образование, развивая свои навыки и компетенции и, возможно, переучиваясь.

И вот тогда в образовательном рынке, который существенно расширится, найдется бесконечное число ниш для бизнеса. В силу того, что государству будет непросто непрерывно обеспечивать граждан образованием, оно будет предоставлять возможность получения базовых, фундаментальных знаний, а дальше человек уже сам будет выбирать, где и в какой форме ему получать дополнительные навыки. И вот в этот момент будут подключаться множественные образовательные стартапы, которые, с одной стороны, предлагают форматы, в которых возможно обучение в рамках организации, а, с другой, сами будут инициировать и выводить на рынок новые образовательные продукты.

Недавно мы в партнерстве с AIESEC Chapter провели Хакатон социальных идей. 10 команд работали над созданием платформ для внедрения тенденций Smart City в сфере образования. На протяжении всего мероприятия их консультировали эксперты из разных отраслей, которые делились своим опытом и помогали участникам разобраться с возникавшими трудностями. Команда-победитель SocialHackathon предложила создание платформы для петиций и предложений в университетах. Данный проект не просто даст студентам возможность быть услышанными, а позволит и в дальнейшем внедрять современные решения на базе вузов, которые будут поддерживаться как самим студенческим братством, так и ректоратом.

Эти и другие инициативы — яркий пример того, как компании начинают выстраивать взаимодействие и эффективные отношения со своими будущими коллегами на раннем этапе. И важно понимать, что от такого сотрудничества в несомненном «плюсе» остаются все участники.