Госдуме предложили принять новый Оперативно-разыскной кодекс РФ

Эсер Александр Агеев внес в Госдуму проект Оперативно-разыскного кодекса РФ, который должен прийти на смену действующему сейчас закону "Об оперативно-розыскной деятельности". Новый кодекс, говорится в сопроводительных материалах, в отличие от действующего закона, регламентирует процедуру проведения оперативно-разыскных мероприятий, определяет правовой статус участников оперативно-разыскной деятельности, а также порядок осуществления прокурорского надзора и судебного контроля. В частности, прокурор вправе требовать от оперативно-разыскных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности, истребовать и проверять законность решений о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Только суд правомочен принимать решения, следует из законопроекта, "об отмене или изменении решения, принятого нижестоящим судом", о производстве оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, об истребовании информации, содержащей охраняемую федеральным законом тайну и т. д.

Согласно законопроекту, оперативно-разыскную деятельность вправе осуществлять оперативные подразделения органов Внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, а также Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Отдельно оговаривается, что при осуществлении оперативно-разыскной деятельности запрещается прибегать к пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, без согласия граждан. Проект кодекса закрепляет за оперативно-разыскными органами право "наводить справки, собирать и изучать документы и сведения, которые характеризуют деятельность организаций, а также отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений", "осуществлять оперативно-разыскной контроль за лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений". Кроме того, следует из законопроекта, оперативно-разыскные органы смогут ходатайствовать "при наличии достаточных оснований" перед соответствующими контролирующими органами о проведении до возбуждения уголовного дела проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Им разрешается "лишать жизни лиц, совершающих террористический акт, а также причинять вред их здоровью или имуществу либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта".

Также законопроект закрепляет за человеком, виновность которого в совершении преступления не доказана и котороыйй располагает фактами проведения в отношении него оперативно-разыскных мероприятий, право истребовать от оперативно-разыскного органа сведения о полученной о нем информации "в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны". Это возможно, следует из документа, если человек подозревает, что при оперативно-разыскных мероприятиях были нарушены его права.

С текстом законопроекта № 831609-6 "Оперативно-разыскной кодекс РФ" можно ознакомиться здесь.